Организация познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче
постигать новое, проводя собственные исследования –
наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе
собственные суждения и умозаключения, чем получать
уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
А.И.Савенков.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Значение развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста очень высоко, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Исследовательская деятельность содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной работе (целой группой, в парах или тройках). |